Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
АДМИНИСТРАЦИЯ МО ГП «ПОСЁЛОК НИЖНЕАНГАРСК»
официальный сайт

Правовые основы охраны озера Байкал

  • 3 июня 2021

    Правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия определены в Федеральном законе «Об охране озера Байкал».

    На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:

    центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;

    буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;

    экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

    В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1641-р от 27.11.2006, город Северобайкальск, п. Нижнеангарск, п. Кичера полностью входят в центральную экологическую зону Байкальской природной территории.

    В силу требований ст. 6 Закона об охране озера Байкал, на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

    Согласно ст. 33 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

    Одним из объектов государственной экологической экспертизы, в соответствии с п. 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории.

    Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи (часть 13).

    В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик, к заявлению о выдаче разрешения на строительство, подаваемое в уполномоченный орган, прилагает положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации.

    Данные требования распространяются также при реконструкции объектов капитального строительства.

    Природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением федерального законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов неоднократно выявлялись нарушения градостроительного законодательства и законодательства об экологической экспертизе.

    Как установлено прокурорскими проверками в 2018-2020 г.г. в городе Северобайкальск 8 предпринимателями возводились объекты капитального строительства в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) и положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации данных объектов.

    В связи с установленными нарушениями прокуратурой к предпринимателям направлены исковые заявления с требованиями устранить нарушения природоохранного законодательства путем приостановления деятельности по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, эксплуатации до получения разрешения на строительство здания и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    За невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы предусмотрена административная ответственность по ст. 8.4 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая штраф на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.


    И.о. Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора советник юстиции                                                                       Н.В. Денисова




Возврат к списку